НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Виртуальный обзор творчества
к 135-летию со дня рождения Марка Шагала
ШАГАЛ
МАРК ЗАХАРОВИЧ (МОИСЕЙ ХАЦКЕЛЕВИЧ)
06/07.07.1887 - 28.03.1985
русский и французский художник еврейского происхождения.
Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише.
Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Живопись была делом всей его жизни, она принесла Марку Шагалу мировую славу и признание.

Рисовал Мойша Сегал (а именно это имя дано было ему при рождении) всегда. И всегда придерживался своего стиля,

не пытаясь подражать знаменитым художникам. Друг и учитель Гийом Апполинер, которому он посвятил картину

«Памяти Аполлинера», придумал специально для него название стиля — сюрнатурализм.

Сюрреалисты и экспрессионисты называли Марка Шагала своим предшественником.

Его произведения почитают за честь выставить самые знаменитые музеи мира. До сих пор не существует

полного каталога его произведений, но даже самые ранние его картины бесценны.

Критики именовали Шагала «последним выжившим из первого поколения европейских модернистов».
Вдохновение художник черпал
в поездках. За свою жизнь он побывал
во Франции, Америке, Германии и России. Такой образ жизни воодушевлял Шагала, помогая ему развивать особый стиль живописи. Благодаря этому стилю Пикассо считал его последним художником, который понимал,
что такое цвет.

Живопись Шагала символична и неординарна,
а порой и гротескна. Многие его не понимают
и даже ругают. Но… его живопись глубока
и величественна для многих других, более проникновенных зрителей.

Попробуйте воспринять картины Шагала и Вы!

"СТАРУХА С КЛУБКОМ", 1906г.

Москва, Третьяковская галерея

«Старушка с клубком» создана молодым художником в 1906. На этом жизненном этапе он только обучался изобразительному искусству сначала в Витебске у живописца Юделя Пэна, далее в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Константинович Рерих.
Кстати, в Петербурге высоко оценили способности юноши, взяв его на обучение сразу на 3-й курс.
«Старуха с клубком» – чисто экспрессионистская картина, где выражение превалирует над изображением.

"МОДЕЛЬ", 1910г.

Частная коллекция

«Модель» – творение живописца 1910 года. Живя в это время в Париже, Шагал приобщился к кубизму, фовизму, экспрессионизму – весьма популярным авангардистским течениям в искусстве.
К слову сказать, именно во Франции мастер стал именовать себя Моисеем. На картине художник изобразил молодую художницу, одетую по последней парижской моде. В комнате, где она находится, на стене висит ковер со славянскими орнаментами, что является своего рода данью родине. В самой художнице не ощущается беспокойства,
но преобладающие красные оттенки полотна вызывают душевную тревогу.
Скорее всего, художник запечатлел собственные переживания и волнения в связи с переселением в Париж.

Картина из цикла работ, сделанных во время учебы художника во Франции. Прекрасно ассимилировавшись в Париже, Шагал не забывает родину. В этом немного нереальном полотне без труда угадывается сельская местность. Женщина, доящая корову, мужчина с косой на плече разговаривает с девушкой, на заднем плане улица с разноцветными

домиками. Узнаваемый автор на первом плане, напротив него, глаза в глаза, белый ягненок. Ощущается единение

с природой, любовь к своей родине, своему городу Витебску (а это именно он). Белая ветвь, вся такая пушистая и чистая – символ мира, добра. Картина написана с элементами кубизма. О применение приемов фовизма свидетельствуют нарушенная перспектива и нереальные размеры, цвета естественны и ярки, что свойственно импрессионизму. Талантливый художник использует в своем творчестве всё, что видит и чему учится.

Эта работа была сделана Шагалом под впечатлением от старинных русских и византийских икон.

Картина написана в стиле неопримитивизма, она одновременно и реалистична, и в тоже время от нее веет мистикой. Персонажи и действие легко узнаваемы, хоть и выглядят неестественно и несовершенно. Христос распят на кресте, который только визуально угадывается, но воображение сразу дорисовывает его целиком. Лица людей больше похожи

на маски, но сюжет таков, что каждый из персонажей картины легко узнаваем.

Художник не изменяет своему видению мира и вовлекает в этот мир своих почитателей.

"СКРИПАЧ", 1912-1913г.г.

Амстердам, Городской музей

«Скрипач» – картина, датируемая 1912-1913 годами, переполнена тонами, выражающими энергию живописца. Следует отметить, что скрипач для еврейского менталитета является весьма важной фигурой. Без него не обходились
ни свадебные, ни похоронные церемонии. Таким образом, музыкант со скрипкой становился символом всей жизни человека. Вот и на полотне присутствуют три времени года: желтые оттенки осени, переходящие в зеленые тона весны.
А на заднем плане – зимние крыши домов, покрытые белым снегом. Скрипач же, словно состоящий из разных фрагментов, разноцветен. В верхней части дома художник якобы расположил его, вспомнив дядю,
уходившего пить компот на крышу для спокойствия души.

"ГОЛУБЫЕ ЛЮБОВНИКИ", 1914г.

Частная коллекция

«Голубые любовники» – картина 1914 года из известной серии, посвященной дочери ювелирного мастера Белле Розенфельд, которую боготворил Шагал. Картина создавалась в пору счастливой совместной жизни Марка и Беллы.
И после смерти любимой супруги художник постоянно вписывал её черты практически во все создаваемые образы женщин. «Голубые любовники» с искаженными, точно во сне, вещами и пространством, отличаются фантасмагоричностью. Синий цвет, являвшийся для мастера воплощением царства Небесного, использовался им
для передачи счастливой влюбленности, безграничной нежности.

"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ", 1915г.

Нью-Йорк, Музей современного искусства

«День рождения» — картина, написанная Марком Захаровичем Шагалом в возрасте 28 лет.
Автор начал работу над ней в свой день рождения, 7 июля 1915 года. Событие произошло незадолго
до свадьбы художника с его первой женой, Беллой Розенфельд, которую он называл своей главной музой.
На холсте изображена бытовая сценка с аллегорическим смыслом. Нехитрая меблировка маленькой комнаты стала фоном для отображения великой силы поцелуя влюблённых. Нежные чувства заставили мужчину воспарить. Женщина позабыла хлопоты о праздничном обеде. Сжимая в руках букет, она стремится вверх, вслед за своим суженым.
Стол, улица за окном, простенькие коврики, угол дивана, край настенных часов — всё это обрамление подчёркивает, что для счастья людям нужно немного. Главное — их любовь. Она преображает пространство, расцвечивая яркими красками. На женщине чёрное платье. У мужчины — зелёная рубашка. Красный пол, белые стены — во всём присутствует резкий контраст, без теней и лишних деталей. Диагональное расположение фигур и открытая форточка словно намекают:
нет границ у счастья, они сейчас упорхнут как птички из клетки и ничто не способно удержать полёт родственных душ. Картина «День рождения», написанная в Витебске, побывала на многих выставках как в России, так и за границей.
Она считается одной из ключевых работ, отражающих сущность его авторского мироощущения.

"ВОРОТА ЕВРЕЙСКОГО КЛАДБИЩА", 1916г.

Частная коллекция

«Ворота еврейского кладбища», созданные в 1916 году, отображают как духовный, так и греховный мир. Первый обращен к небесам, второй рушится, превращаясь в хаос. На переднем плане изображены монументальные с надписями врата, увенчанные шестиконечной звездой, которые распахнуты для новых обитателей. Лунная дорожка ведёт к захоронениям, находящимся в центре полотна. Ночное небо представляет собой абстрактные, хаотично расположенные цветовые плоскости. Здесь важно понимать, что тот год для художника был наполнен предчувствием вселенской трагедии.

"ПРОГУЛКА", 1918г.

Санкт-Петербург, Русский музей

«Прогулка», написанная в 1918, изображает мужчину и женщину, которые держатся за руки. Несложно угадать в них Марка, стоящего на земле, и Беллу (супруга художника), парящую в небесах. Пара словно объединяет земной мир
со сновидениями. Эта картина вошла в триптих, к которому относятся работы «Над городом» и «Двойной портрет»,
где Белла восседает на плечах супруга, готовясь прыгнуть. «Прогулка» трактовалась искусствоведами как своего рода бегство от реальной жизни с ее революционными потрясениями.

"ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ", 1918г.

Париж, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Полное название картины «Двойной портрет с бокалом вина». Эксперты полагают, что образ женщины с мужчиной
на плечах Шагал мог позаимствовать из немецкой или голландской живописи на тему женщин Вайнсберга.
В ней отражена легенда о том, как во время осады император разрешил женщинам покинуть крепость и взять с собой самое дорогое. Но женщины не выносили золота или других ценных вещей, а понесли на плечах своих мужей, сыновей
и братьев. По другой версии, таким способом художник отдал дань еврейской женщине, которая более вынослива
и занимает доминирующую роль в их обществе. В картине «Двойной портрет» зритель может остро почувствовать необходимость в этой выносливости, когда в виде оранжевых всполохов на семейную пару надвигаются опасности.
Но любовь сохраняет для них светлый мир, ощущения мира и гармонии, что мы видим на картине
в виде светлой части неба, отделённой от жёлтой телами самих влюбленных.

"НАД ГОРОДОМ", 1918г.

Москва, Третьяковская галерея

«Над городом» – творение, которое, без преувеличения, знают все.
На ней Шагал изобразил себя и жену, летящими над домиками Витебска. Художник хотел показать людям быстротечность времени. Здесь нет детализации объектов, логики, физических законов. Перед зрителями лишь парящие души влюбленных в романтическом мире снов и воспоминаний. Люди часто летают на картинах Шагала.
Особенно ему нравилось отправлять в полёт влюблённых. В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья». Но вот под забором изображен человечек, справляющий нужду.
Реальный мир врывается в картину, где ирония быта находится рядом с лирикой любви.

В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих
в полёт: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий,
белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».

"БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ", 1938г.

Чикаго, Институт искусств

«Белое распятие», созданное в 1938, воплотило современный мир таким, как его видит мастер.
Поистине драматичное полотно пересекается широким белым лучом сверху вниз, который освещает Христа, заставляя видеть его сон, а не смерть. Здесь есть зеленая фигурка человека, несущего за плечами мешок. По мнению искусствоведов, это может быть еврейский странник либо пророк Илья. На полотне изображена и лодка с людьми как символ надежды
на спасение еврейского народа от нацистских преступников. Не следует забывать, что за год до начала Второй мировой войны нацисты убили множество евреев. На заднем плане показаны страдающие от погромов люди, горящие дома.
«Белое распятие» явилось прямым предсказанием будущего Холокоста.

"СВАДЕБНЫЕ ОГНИ", 1945г.

Частная коллекция

«Свадебные огни» изображают фрагмент венчания мужчины и женщины, в которой угадываются черты музы Шагала,
его супруги, с которой он прожил 30 лет. Картина написана в 1945 спустя почти год после смерти любимой жены. Впоследствии, даже вступая в отношения с иными женщинами, Шагал воплощал в своих творениях только черты Беллы.

"НОЧЬ", 1953г.

Частная коллекция

«Ночь», написанная в 1953 году, продемонстрировала смену направленности живописи мастера, связанную
с его переездами. Данное полотно создано после возвращения в Париж из эмиграции. Кроме того, в 1952 произошла встреча с хозяйкой шляпного салона Валентиной Бродской, существенно повлиявшей на судьбу художника.
Кстати, именно эта женщина, с которой Шагал прожил 33 года, оказалась для него прекрасным менеджером.
В своей мистической «Ночи», отображающей религиозную тематику, живописец передал тоску по родному Витебску. Особенную роль здесь играет цветовая гамма. В красном петухе, связанном с религиозными воззрениями мастера, воплощаются его предчувствия тревожных перемен. Присутствует здесь и летающая женщина,
символизирующая абсолютную свободу путешествий в сновидениях.
В современном мире искусства Марк Шагал - самый дорогой авангардист Франции,

стоящий в одном ряду с величайшими мастерами прошлого века. А всего столетие тому назад полотна эмигранта

из маленького Витебска, рисовавшего летающих коз и евреев, не вписывались ни в один художественный стиль.

И кто бы мог тогда предположить, что, спустя годы, его работами будут гордиться величайшие музеи мира,

а также владельцы частных коллекций искусства ХХ века, имеющие его полотна в своих собраниях.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №2 им. Леси Украинки

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website