Князь
Пётр Андреевич Вяземский
(12 [23] июля 1792 - 10 [22] ноября 1878)
русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества, действительный член Академии Российской, ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Камергер, тайный советник, обер-шенк.
Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент Александра Сергеевича Пушкина.
В десятилетнем возрасте мальчик уже остался без матери.
Суровый отец воспитывал сына, применяя жесткие методы. Например, мог отправить Петра ночью одного
в рощу, или заставлял самостоятельно учиться плавать в приусадебном пруду.
Таким образом, он прививал, как он считал, трусоватому сыну дисциплину и закалял его волю.
Музей-усадьба "Остафьево"
В 1805 году Петр был определен в иезуитский пансион Петербурга.
На следующий год он продолжает обучение в благородном пансионе Петербургского пединститута.
Здесь, в отсутствие родительского контроля, Петр стал проводить время с людьми сомнительного поведения.
Все чаще случались прогулы занятий. Узнав об этом, отец перевел его на домашнее обучение, наняв самых лучших московских профессоров. К точным наукам у юноши не было ни тяги, ни способностей, но его так увлекли история
и литература, что ради чтения он быстро овладел несколькими языками, и вскоре уже зачитывался Вольтером
и Ломоносовым. В это же время совершаются робкие попытки самостоятельного сочинительства.
Петр Андреевич Вяземский в молодости
После смерти князя Андрея Николай Михайлович Карамзин стал наставником Петра.
Его влияние послужило формированию у Вяземского определенного литературного вкуса.
Через некоторое время он становится соратником будущих «арзамасцев».
Поэзия Вяземского в период с 1810 по 1820 годы несет в себе элементы дружеских посланий и элегий – «Первый снег», «Уныние». В целях разнообразия поэтического языка он использует бытовую разговорную лексику, чем идет вразрез
со школой гармонического стиха Александра Сергеевича Пушкина.
Совсем иначе звучат стихи позднего периода, в частности, послепушкинского. Ноты необратимости времени и трагизм мировосприятия усугублялся семейными несчастьями. Безвременные уходы семерых детей подвели поэта к темам памяти об ушедших, одиночества и душевной пустоты. Это хорошо отразилось в стихотворениях
«Все сверстники давно уж на покое», «Я пережил и многое и многих» и других.
Вместе с тем, все поэтические терзания происходят на фоне растущей карьеры. Ступенька за ступенькой приближает
его сначала к должности товарища министра народного просвещения, затем члена Главного управления цензуры и, наконец, в 1859 году – члена Государственного совета.
Но этот подъем не может загасить в нем оппозиционный огонь. Установки поэта не меняются, он идеализирует времена своей молодости, и демонстративно отвергает все новое, начиная от нигилистов и заканчивая славянофилами.
"Зимняя прогулка" (фрагмент), П.А. Вяземский. 1868 г.
Ждет тройка у крыльца; порывом
Коней умчит нас быстрый бег.
Смотрите — месячным отливом
Озолотился первый снег.
Кругом серебряные сосны;
Здесь северной Армиды сад:
Роскошно с ветви плодоносной
Висит алмазный виноград;
Вдоль по деревьям арабеском
Змеятся нити хрусталя;
Серебряным, прозрачным блеском
Сияют воздух и земля. <…>
Против «закручивания гаек» и всеобщей цензуры в резкой форме высказался поэт в стихотворении «Русский бог». Написано оно было в 1828 году, в эпоху правления Николая I, и жестко изобличает недостатки и несовершенства того времени. Сатира Петра Андреевича Вяземского «Русский бог» много лет ходила по рукам, а опубликована была
без согласия автора в зарубежном «Колоколе» Александра Ивановича Герцена.
"Русский бог" (фрагмент), П.А. Вяземский. 1828 г.
По-иному зазвучала в стихотворениях Вяземского и народная тема.
Автор увидел поэтическую прелесть в безбрежном покое, в простой, совсем не экзотической природе, почувствовал
ее дыхание. Чувство раздолья и духовной силы, внешне неброской, но внутренне глубокой, овладевает поэтом
в стихотворении «Еще тройка» при виде скудной, неприхотливой дороги. Здесь все загадочно, все пугает и манит:
"Ещё тройка" (фрагмент), П.А. Вяземский. 1834 г.
Стихотворение «Дорожная дума» было написано в 1830 году, в период обострения отношений Петра Андреевича
с правящей верхушкой. Независимая либеральная позиция поэта, увлекшегося журналистикой, вызвала даже недовольство государя. Живя в Москве, Вяземский вынужден был часто совершать переезды в Петербург по делам. Дорожные впечатления вылились в замечательное стихотворение. Оно содержит массу выразительных средств.
"Дорожная дума", П.А. Вяземский. 1830 г.
Колокольчик однозвучный,
Крик протяжный ямщика,
Зимней степи сумрак скучный,
Саван неба, облака!
И простёртый саван снежный
На холодный труп земли!
Вы в какой-то мир безбрежный
Ум и сердце занесли.
И в бесчувственности праздной,
Между бдения и сна,
В глубь тоски однообразной
Мысль моя погружена.
Мне не скучно, мне не грустно, –
Будто роздых бытия!
Но не выразить изустно,
Чем так смутно полон я.
Поэзия Вяземского представлена в основном малыми жанрами, это элегии, короткие стихотворения, послания.
Есть в копилке его творчества и эпиграммы, и стихи о любви к Родине.
Шуточные произведения высмеивали различные пороки, а стихи, написанные во время путешествий,
явились отражением этой темы. Поздние стихотворения – это размышления о жизни и смерти, об одиночестве.
Стихотворение «Москва» может олицетворять эталон изящества и богатства выразительных средств.
Написанное в 1868 году, оно поражает огромным чувством к родному городу поэта, который он сравнивает со святыней. Произведение можно назвать последним гимном человека городу в финале жизни.
"Москва" (фрагмент), П.А. Вяземский. 1868 г.
Памятник П.А.Вяземскому в Москве
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки