Абрахам «Брэм» Стокер

(08.11.1847 — 20.04.1912)

ирландский писатель, романист и автор коротких рассказов, театральный критик.


При жизни был более известен

как театральный менеджер актёра

Генри Ирвинга и директор-распорядитель известного и одного из старейших лондонских театров «Лицеум».


Абрахам «Брэм» Стокер родился

8 ноября 1847 года в столице Ирландии, подарившей свету немало гениев литературы,

таких как Уильям Батлер Йейтс, Джордж Бернард Шоу, Сэмюэл Беккет, Оскар Уайльд, Джонатан Свифт и другие известные личности.

Брэм воспитывался в скромной семье государственного служащего.

Его отец, Абрахам Стокер, и мать, Шарлотта Матильда Блейк Торнли, растили семерых детей и жили обычной, размеренной жизнью, которая была присуща людям того времени. Родители писателя были приверженцами протестантской религии, поэтому Брэм вместе с братьями и сестрами посещал приход Церкви Ирландии, входящей в Англиканское сообщество.


Детство Стокера не было богатым на события, но он раз и навсегда запомнил свою болезнь,

которая в буквальном смысле этого слова свалила мальчика прямиком в постель.

Дело в том, что из-за неизвестного заболевания Брэм не мог вставать и ходить, поэтому до семилетнего возраста будущий писатель даже не подозревал, каково это - играть с ровесниками во дворе

и заниматься спортом. Вот как охарактеризовал Брэм Стокер этот тяжелый период:


«Я был от природы вдумчивым, и длительная болезнь дала подоплеку для многих мыслей,

которые стали плодотворными в последующие годы».

Поэтому неудивительно, что главный персонаж его романа «Дракула» большую часть времени проводит во сне.

Надежды было мало, но мальчик сумел преодолеть болезнь, которая не оставила и следа на его физическом состоянии.

В 1870-м году Стокер окончил математический факультет с отличием, ибо он был не только вынослив, но и незаурядно умен.

Получив диплом выпускника, Брэм Стокер пошел по стопам отца и начал карьеру государственного служащего, разбавляя свою рутинную деятельность подработкой в газете «The Evening Mail»,

в которой молодой человек выступал в качестве журналиста и театрального критика.

Рецензии Стокера пользовались популярностью среди искушенных дам и господ,

а другие театральные обозреватели прониклись к Брэму почтенным уважением.

Однажды Стокер написал хорошую статью про «Гамлета» Генри Ирвинга. Актер настолько проникся рецензией писателя, что соизволил пригласить Брэма на ужин в гостиницу «Шелбурн», с тех пор между этими двумя творческими личностями завязались дружеские отношения.

В 1878 году Генри обратился к Стокеру за очередной публикацией и предложил своему приятелю занять пост директора-распорядителя театра «Лицеум», находящегося в западной части Лондона. Поэтому писателю пришлось переехать в культурную столицу Соединенного Королевства.

Благодаря Ирвингу Стокер познакомился с автором «Приключений Шерлока Холмса» Артуром Конан Дойлом, а также с мастером живописного портрета в полный рост Джеймсом Уистлером.


Что касается литературной деятельности, то в послужном списке Стокера немало книг,

однако эти примечательные произведения не завоевали той самой популярности,

какая досталась рукописи о жизни мрачного вампира.


Творческую биографию в качестве писателя Брэм Стокер начал в 1874 году, тогда было написано

произведение «Хрустальная чаша», а затем последовали книги «Проезд Примроуз» (1875 г.),

«Обязанности мелких клерков в Ирландии» (1879 г.) и «Змеиный перевал» (1890 г.).

Роман «Дракула», впервые опубликованный
в 1897 году, - это апогей творчества Брэма Стокера, который благодаря этой книге обозначил новую ветвь в литературном и кинематографическом направлении. Вампирское произведение было написано за восемь лет, причем все это время Стокер не просто искал писательское вдохновение,
но и скрупулезно изучал европейский фольклор
и легенды о кровососущих существах, которые приходят в ужас от святой воды, Солнца, осинового кола и чеснока. Брэм начал работать над своим мрачным произведением в начале весны 1890 года, причем заниматься рукописью он начал только тогда, когда в его голове возникли образы будущих героев: медленно встающий из гроба пожилой мужчина
и девушка, которая тянется к его горлу.

Но также стоит отдать должное писателю Джозефу Шеридану Ле Фаню, ведь ключевой роман Стокера был написан под влиянием его готической новеллы «Кармилла» (1872 г.).
Первоначально действие книги развивалось
в Штирии, а не на северо-западе Румынии.
Но уже через несколько месяцев замысел Стокера перешел в иное русло, когда в библиотеке в руки писателя попала книга о Владе III Басарабе (известен как Влад Дракула, или Цепеш), который воплотил образ сурового правителя, не знавшего пощады
ни к врагам, ни к близким людям.
Влад III был господарем средневекового княжества Валахии в 1448, 1456–1462 и 1476 годы. Правитель отметился в истории походом на Трансильванию (1457 г.), войнами с Османской империей
и церковной политикой.
По легенде Влад Цепеш был жесток и со своими недоброжелателями, а также с провинившимися подданными расправлялся изощренно, сажая их
на кол.

Безусловно, такой колоритный персонаж, как Владислав III, не мог остаться незамеченным,

поэтому Брэм Стокер с новыми силами садится за написание романа.


Также бытует мнение, что до написания книги Брэм побывал в шотландском замке Слэйнс и прочитал произведение Жюля Верна «Замок в Карпатах». В любом случае, «Дракула» - это не биография валахского правителя, а полноценное литературное произведение, носящее психологический подтекст. Брэм изобразил вампиризм как демоническое заболевание, смешивая в одном флаконе мотивы смерти, крови и похоти.

Роман породил так называемые вампирские мифы и стереотипы, которые стали основополагающими

для дальнейшего искусства, а литературные критики – современники Стокера, и даже сам Конан Дойл, вмиг окрестили творение Брэма чуть ли не лучшим готическим романом последнего времени.


Роман «Дракула» настолько впечатлил поэта серебряного века Александра Блока, что тот благодарил приятеля, который посоветовал ему прочесть леденящую кровь историю о зловещем графе.

По признанию символиста, книгу он читал две ночи и «боялся отчаянно».

Стоит взять во внимание и другие произведения писателя.

Через год после публикации «Дракулы» вышла новелла «Мисс Бетти» (1898 г.), а далее последовали произведения «Тайна моря» (1902 г.), «Личные воспоминания о Генри Ирвинге» (1906 г.), «Сокровище семи звезд» (1907 г.) и «Дама в саване» (1909 г.).

В 1911 году Брэм Стокер порадовал любителей ужасов новым романом - «Логово белого червя». Сюжет этого произведения вращается вокруг легенды об ужасном чудовище – Ламбтонском черве, который устрашал жителей городов и деревень своими деяниями.

Помимо прочего, в послужном списке Стокера есть сборники рассказов «Под закатом» (1882 г.) и «Гость Дракулы и другие странные рассказы» (1914 г.).

В память о писателе была учреждена литературная премия Брэма Стокера,

присуждаемая ассоциацией «Horror Writers Association» за успехи литераторов в жанре ужасов.

Среди лауреатов этой награды числятся Стивен Кинг, Джордж Мартин, Нил Гейман, Рэй Брэдбери,

Джоан Роулинг и другие авторы художественных произведений.

Писатель, сочиняющий леденящие кровь истории, несет на себе тяжкий груз,
потому как напугать искушенного читателя достаточно сложно, а еще сложнее
заставить книголюба прочувствовать меланхоличный и мрачный, но притягательный литературный мир до кончиков пальцев. Поэтому мастер пера обязан всеми силами
сделать невообразимое: заставить держателя книги окунуться в сумрачный,
пропитанный мистикой сюжет и почувствовать мурашки на коже.

К таким писателям относятся не только Эдгар Аллан По и Говард Лавкрафт, но и Брэм Стокер, который подарил этому миру роман "Дракула". Эта книга, конечно, не была откровением:

о вампирах знали и читали и до Стокера, но именно это произведение стало эталоном

и классикой жанра, породив повальное и всемирное увлечение темой вампиризма. Воспользовавшись сказаниями и мифами, Стокер создал загадочный и прекрасный мир, которого до него никогда не было, и пространство, где соседствуют любовь и тайна, простерлось от Трансильвании до британской столицы. Но самое важное в том,

что Брэм Стокер не только оставил потомкам богатое литературное наследие,

но и создал нового мифического героя, которому подарил бессмертие.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №2 им. Леси Украинки

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website