Дмитрий Михайлович Балашов

урожд. Эдвард Михайлович Гипси

(07.11.1927 - 17.07.2000)


русский советский писатель, филолог-русист и общественный деятель.

Заслуженный работник культуры РСФСР.

Отец писателя — актёр и автор одного сборника стихов, Михаил Михайлович Гипси (псевдоним, настоящая фамилия — Кузнецов, 1891—1942гг.).

Мать, Анна Николаевна Васильева — художник-декоратор. Балашов и сам хорошо рисовал, учился в студии Аничкова дворца пионеров.

С 1942 по 1944 года был в эвакуации
в Алтайском крае.

После войны Эдвард и его младший брат Генрик Гипси сменили фамилию на Балашовы (выбрав её в телефонной книге), а имена — на Дмитрий
и Григорий.


Дмитрий Балашов - выпускник Ленинградского театрального института им. А.Островского, кандидат филологических наук, историк.

С1967 по 1971 год учился в аспирантуре Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. В 1961-68 годах работал
в Институте литературы, языка и истории Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске.

Уже на втором курсе в нём просыпается «его истинное предназначение». Балашов облачился в рубаху-косоворотку, подпоясался тонким кушаком, надел высокие крестьянские сапоги
и кафтан, отпустил бородку «лопаточкой»
и такой народный стиль сохранил на всю жизнь.
А к стилю подошла и профессия. Балашов стал фольклористом. Редкая и глубокая профессия!

Балашов предпринял несколько экспедиций на Север и издал несколько научных сборников: «Народные баллады» (1963 г.), «Русские свадебные песни» (1969 г.),

«Сказки Терского берега Белого моря» (1970 г.) и другие.


В 1962 году Балашов принял участие в организации «Общества охраны памятников старины».


Писать о народе и не жить с ним и как он Балашов не мог. Иногда писатель сам резал солонки

на продажу, многое в его доме сделано своими руками: мебель, утварь.


Параллельно с занятием фольклором Балашов понимает, как важно донести правильную интерпретацию событий нашего прошлого до самого широкого российского читателя.


С 1972 по 1983 год Дмитрий Михайлович жил в деревне Чеболакша на Онежском озере.

После того, как его дом сгорел, он переехал в Новгород.



К художественному творчеству Балашов обратился уже в зрелом возрасте.

Первая повесть «Господин Великий Новгород», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» в 1967 году, изображала жизнь новгородского общества XIII века пластично, зримо и достоверно, знакомила
с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры.

С этого момента, не оставляя научную работу, Балашов посвящает себя и литературному труду.
Николай Коняев, друг и биограф Балашова, расскажет:
«…Обращение Балашова к художественной литературе стало следствием
той постоянной бесхлебицы, которая преследовала его, научного сотрудника, известного в России и в славянских странах фольклориста, и просто – серьёзного умного человека, униженного должностным окладом советского времени».
Талант исторического романиста проявился
в романе «Марфа-посадница» (1972 г.), охватывающем период с 1470 по 1478 годы
и посвящённом присоединению Новгорода
к Московскому Великому княжеству.

Опираясь на труды историка Валентина Лаврентьевича Янина («Новгородские посадники» и др.), показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы
в борьбе с Москвой. Целостное, исторически документальное воссоздание эпохи сочетается
в романе с воплощением ярких, драматических характеров людей из разных сословий.
Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски». Апология «воли», симпатии к новгородским еретикам XV века
при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некоторое следование Янину) в известной мере лишили роман «объективности и мудрого историзма».
Главный труд Балашова-художника —
цикл романов «Государи Московские», включающий в себя несколько романов.

Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 года (кончина князя Александра Невского) до 1425 года.
Именно в «Государях Московских» впервые
в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойдённой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены основные исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен исторических деятелей.

Книги этой серии тиражом в 100 тысяч экземпляров разлетелись за 3 дня.
Соединение эпичности с напряжёнными нравственно-психологическими коллизиями, духовное содержание русской истории XIV века, высокие художественные достоинства поставили романы Балашова в ряд серьёзных реалистических произведений, повествующих о мире и человеке.

Эту эпопею писатель творил опираясь на научное наследие историка Льва Николаевича Гумилёва, вследствие чего его проза получила подлинно масштабное видение исторического развития Евразии
XIII-XV веков, превосходящее панораму первых исторических романов "Новгородского цикла".

Балашов был прекрасный рассказчик. Любая тема становилось занимательной в его подаче. Достоверность событий в его рассказах была поразительна, как будто он сам был современником событий 700-летней давности, как будто шагнул в XIII век, сел на лавку в крестьянской избе,

всё внимательно выслушал-выспросил, надышался вольным воздухом молодой Руси,

сотрапезничал с хозяевами, да и возвратился прямо к писательскому столу.
Узнать больше о писателе, его жизни
и творческом пути можно из книги Николая Коняева "Дмитрий Балашов. На плахе".

Автор проделал действительно большую работу, проникновение в личность и творчество писателя масштабное. Это труд о глубоко верующем человеке, хранителе традиций
и современном и былинном одновременно
певце русской истории.

Сам Дмитрий Михайлович рассказывал, как перед каждой очередной книгой его «то убивали, то пытались посадить, а то и сажали
в сумасшедший дом». А сколько претерпел он, защищая от уничтожения памятники старины, храмы, великое наследие Отечества?
Он был максималистом и успел сделать много, очень много для одного человека. А главным делом жизни оставались книги – его повесть «Господин Великий Новгород», роман «Марфа-посадница», знаменитая серия романов «Государи Московские» вошли в золотой фонд отечественной литературы. Это был глубокий
и серьёзный русский мыслитель современной эпохи.
Не менее насыщенными были последние годы Дмитрия Михайловича. В перестроечное время он защищал национальное достоинство русского народа, отстаивал целостность России. Беспощадно обличал политиков-предателей, чем нажил себе множество врагов разных уровней.
Дмитрий Балашов остро переживал современную ему переломную эпоху 90-х годов
и пытался донести русскому читателю, каково его истинное предназначение в мировой истории. И надо сказать, его мысли даже сейчас кажутся смелыми и очень актуальными.

Писатель мало знаком нашему современнику.
Его книги ещё не до конца оценены россиянами.

А ведь без книг Балашова Россию не понять!..
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"ЕВПАТОРИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"

Библиотека №13

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website