Луи Жак

Манде Дагер


(18.11.1787 — 10.07.1851)

___________________________________


французский химик и изобретатель,

один из создателей фотографии, известный также

как художник-декоратор.


Родился во французской деревне Кормейз-ан-Паризи

в семье мелкого чиновника.

Когда Луи Дагеру исполнилось

13 лет, отец отдал его учеником

к архитектору, а в 16 лет отправил мальчика в Париж в ученики

при мастерской Деготти — театрального живописца-декоратора «Гранд Опера». В роли художника-декоратора Дагер добился колоссальных успехов.

В 1816 году молодой Луи Дагер работал главным художником театра «Амбипо-Комик», пользовавшегося большим успехом среди мелкой буржуазии, представители которой ценили пьесы

за яркость и зрелищность. Благодаря своему природному таланту и полученным практическим знаниям световых эффектов и механизма сцены Луи Дагер заслужил признание театральных критиков и публики. Однако на этих достижениях художник-декоратор, будучи человеком честолюбивым и жаждущим славы, не остановился. Вероятно, осознание востребованности

своего таланта декоратора и подтолкнуло Дагера к идее создания собственных зрелищ.

Полотно диорамы Луи Дагера.

В 1822 году Луи Дагер вместе

со своим компаньоном художником Шарлем Бутоном создает в Париже диораму.


Панорамы, изобретенные

в конце XVIII столетия, стали

уже достаточно популярны.

Но они были неподвижны

и по зрелищности не могли сравниться с творением Дагера.



Диорама Дагера в XIX веке была столь же популярна, как

в наше время кино. Рабочий (справа) меняет декорации, создавая иллюзию непрерывного действия, происходящего на сцене.

Как декоратору Дагеру приходилось создавать конструкции с изображениями. Нужно было каким-то образом облегчить процесс, чтобы не приходилось рисовать каждый раз нужные предметы

и обстановки. Дагер знал, как получить изображение с помощью камеры-обскуры, но не понимал,

как его зафиксировать. Пришлось провести бессчетное число экспериментов.


В то же время подобным занимался Нисефор Ньепс, который уже лет десять делал попытки закрепить изображение в камере-обскуре. Увлекшись литографией (гравированным на камне рельефным изображением, предназначенным для печатания копий), он проводил опыты сначала

с камнем, а затем с металлическими пластинками, покрытыми лаком собственного изобретения.

При экспонировании свет разрушал слой лака, обнажая металл. Протравив пластинку в кислоте, Ньепс получал на пластинке копию изображения. Свой метод он назвал гелиогравюрой.


Узнав друг о друге через поставщика оборудования оптика Шарля Шевалье, исследователи заключили договор и продолжили совместными усилиями искать ответ на вопрос.

Парижский бульвар. Первый дагеротип с человеком в кадре. 1839 г.

Вскоре стало понятно, что метод гелиогравюр усовершенствован быть
не может. Следовало искать другой принцип светописи. И Дагер его нашел.
21 мая 1831 года он сообщил Ньепсу,
что свет сильно действует на йодистое серебро. Получалось слабое изображение, которое можно было слегка улучшить, промыв пластинку горячим раствором поваренной соли или гипосульфита.

Н.В.Гоголь. Дагеротип С.Л.Левицкого. 1848 г.

Сохранился рассказ, что обнаружил он это, забыв ложку на серебряной пластинке, залитой йодом, — под действием света на ней осталось изображение ложки. Ньепс также получил изображение в камере-обскуре на слое йодистого серебра, но повторить опыт не смог.

А Дагер свои работы продолжал и в 1837 году открыл проявляющее действие ртути. Как это нередко бывает, открытие произошло случайно.

Однажды Дагер оставил в шкафу несколько экспонированных пластинок и через некоторое время обнаружил на одной изображение.

Он сразу понял, что проявляющее действие оказали пары какого-то химического вещества, хранящегося в шкафу.

Раздвижная ящичная камера-обскура Дагера. 1839 г.

Вынимая одну за другой банки и кладя каждый раз новые пластинки, он спустя несколько часов неизменно обнаруживал проявленное изображение. И только тщательно обыскав весь шкаф, нашел забытую чашечку со ртутью.
Ее пары, прореагировав с экспонированным материалом пластинки, сделали изображение хорошо видным.К 1839 году окончательно сложился метод получения изображений
в камере-обскуре, названный дагеротипией.
Франсуа Араго
Несмотря на явный успех, массовое производство видовых снимков методом дагеротипии наладить не удалось: ее принципы создатели обещали раскрыть только после подписания контракта. А вкладывать деньги
в сомнительное предприятие дельцы
не спешили.
Разочаровавшись в предпринимателях, Дагер
в 1839 году обратился к знаменитому физику
и астроному, директору Парижской обсерватории и депутату Доменику Франсуа Араго и подробно рассказал о своем изобретении. Араго быстро разобрался в его сущности, высоко оценил и понял, что оно весьма перспективно. Более того, он заявил,
что такое дело нельзя передавать в частные руки. Оно должно стать всеобщим достоянием: государства, народа и всего человечества.

Не менее высоко оценил дагеротипию и Луи Жозеф Гей-Люссак, известный физик и химик.

Выступая в палате пэров Франции, он сказал:

«Это открытие служит истоком нового искусства в условиях старой цивилизации.

Оно создаст эпоху и навсегда останется символом славы».


Начались многочисленные публикации статей об изобретении Дагера. Оно было запатентовано в Англии, Австрии и Германии. Открывались бесчисленные фотостудии, любители осваивали методику дагеротипии. В историю мировой науки, искусства и культуры 1839 год вошел

как год изобретения фотографии.


После этого дагеротипия начала быстро распространяться по миру и продолжала доминировать

до 1851 года, пока не была вытеснена новыми техническими решениями. В том же году скончался

и Дагер. Его имя внесено в список величайших учёных Франции.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №2 им. Леси Украинки

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website