Юрий Валентинович Трифонов

(25.08.1925 - 28.03.1981)


советский писатель, переводчик,

прозаик, публицист, киносценарист.


Является одной из ключевых фигур литературы советского периода.


Представитель экзистенциального направления в реализме.

Родился в Москве, в семье, богатой на революционные традиции. Отец: революционер, председатель

Военной коллегии Верховного суда СССР,

мать: зоотехник, инженер-экономист.

С революцией были тесно связаны бабушка и дед писателя

по материнской линии, а также его дядя (брат отца).

Детство Юры было более-менее безоблачным, но в 1937 году отец Трифонова был арестован, а в 1938 году - арестована мать.

Трифонов с сестрой остались на попечении бабушки.


В начале войны семью эвакуируют в Ташкент, где Трифонов заканчивает среднюю школу. В 1943 году возвращается

в Москву, работает на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.

В 1944 году поступает на заочное отделение Литературного института им. Горького. На очное отделение переводится

в 1947 году, отработав необходимый стаж на заводе.

В 1949 г. заканчивает литинститут, защитив в качестве дипломной работы повесть "Студенты", которая в 1951 году получает Сталинскую премию, после чего Юрий Трифонов

неожиданно становится известен.



Период 1951-1969 г.г. становится временем творческого поиска. В это время писатель публикует ряд рассказов и повесть «Утоление жажды», которой (как и первой своей работой) остается недоволен.

В 1969 году с повести "Обмен" начинается цикл "московских" или "городских" повестей, в который также входят «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной».

Произведения 1969-1981 годов стали главными

в творческом наследии писателя.

«Дом на набережной» — повесть Юрия Трифонова, написанная в 1975 году и опубликованная

в январе 1976 года. Превзошла по популярности другие произведения писателя, став событием литературной и общественной жизни.

Её название относится к расположенному напротив Московского Кремля жилому «Дому правительства», расположенному на Болотном острове (формальный адрес - улица Серафимовича, дом 2) - одному из самых известных зданий в Москве, который после публикации произведения стали называть «Дом на набережной». По сути, это город в городе,

со своей полностью автономной инфраструктурой,

со своим уникальным контингентом высокопоставленных жильцов, с драматическим переплетением судеб и жизненных сюжетов во времена репрессий и смены режимов.

Дом был построен в 1931 году специально для элиты нового советского общества. Первые жильцы въехали в него

в середине десятилетия. А вскоре грянул Большой террор

и многие квартиры опустели. На место исчезнувших граждан заселялись новые, но и их судьба часто складывалась печально.

Дом назывался по разному: Дом правительства, Первый Дом Советов, Дом ЦИК и СНК… В своей повести Юрий Трифонов описал быт и нравы жителей правительственного дома,

многие из которых в 1930-е годы подверглись арестам

и из своих комфортабельных квартир отправились

в сталинские лагеря или были расстреляны.

Главный герой произведения – Вадим Александрович Глебов. Для покупки необходимой вещи он приезжает в Москву. Будучи занятым поиском продавца, он неожиданным образом встречает своего давнего товарища. Он видит, что Лёвка совсем спился и потерялся в жизни. Поэтому он даже не поздоровался с ним, сделав вид, что не заметил.

Это несколько расстроило Вадима Александровича.

После этой неприятной встречи Глебов приходит домой.

Там его также ожидает известие - дочь выходит замуж, но эта новость его расстраивает. Ночью Вадиму Александровичу позвонил Лёвка Шулепников (тот самый товарищ, которого

он встретил днём на улице). Лёвка извиняется за то,

что не подал виду, что знает Глебова.

Потом Вадим Александрович вспоминает свою молодость. Оказывается, когда они были еще мальчишками, Глебов страшно завидовал Лёвке. Жил он в те времена в роскошных условиях, у него было много возможностей, в отличие

от Вадима. Ещё до появления в школе Лёвки среди одноклассников непререкаемым авторитетом и уважением пользовался именно Глебов, поэтому он так не любил своего товарища. Он считал, что несправедливо, когда все блага

и внимание сосредотачиваются только около одного человека.

Оба товарища учатся в одном университете, между ними продолжается соперничество. Как и раньше, Лёвка пользуется популярностью, в жизни он с лёгкостью преодолевает

все незначительные неприятности и невзгоды, что только раздражает Вадима Александровича.

Глебов влюбляется в дочь заведующего кафедрой Софью.

Она также признается в своей симпатии к молодому человеку. Они начинают близко общаться. Через некоторое время на отца девушки сыплются несправедливые обвинения и клевета. Вадима Александровича принуждают встать на защиту Ганчука, но он, в связи с обстоятельствами (накануне собрания у него умирает бабушка), не приходит на встречу.

Он заканчивает аспирантуру, достигает неплохих высот,

но ощущения счастья у него нет.

Произведение Трифонова учит читателя жить в соответствии с человеческими законами, совершать добрые дела, а не гнаться за мнимыми достижениями в области профессии, соперничать с конкурентами и видеть в этом смысл жизни. Ведь даже наш герой лишь потом понял, что все силы и энергию растрачивал попусту.

ЦИТАТЫ
"Редкий дар: {быть никаким}. Люди, умеющие быть гениальнейшим образом никакими, продвигаются далеко. Вся суть в том, что те, кто имеет с ними дело, довоображают и дорисовывают на {никаком} фоне всё, что им подсказывают их желания и их страхи."

"Для человека, который лишён музыкального слуха, всякая музыка – шум."

"Нет, зависть – совсем не то мелкое, дрянное чувство, каким представляется. Зависть – часть протестующей природы, сигнал, который чуткие души должны улавливать. Но нет несчастнее людей, пораженных завистью."

"Мне абсолютно всё равно, где я живу, в большом дворце или в деревянной избе, если живу по своему внутреннему распорядку..."

Благодаря стараниям дочери Юрия Трифонова, а также по инициативе одной из старейших жительниц дома - Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, в самом доме 12 ноября 1989 года был открыт музей в память

о репрессированных жильцах "Дома на набережной". Под музей было выделено помещение на первом этаже дома — бывшая квартира начальника охраны подъезда. Тамара Андреевна собрала вокруг себя многих жителей дома. В подъездах были развешены объявления с просьбой приходить в музей, рассказывать о своих семьях, приносить фотографии, документы, книги, предметы быта. Перед коллективом образовавшегося музея возникла задача составить списки жителей дома, начиная с 1931 года. Велись поиски в ГАРФ, РГАСПИ, Объединенных Московских и других архивах. За много лет музею удалось восстановить имена жильцов, принимавших участие в Великой Отечественной Войне, и тех, кто пострадал в годы сталинских репрессий.

В 1992 году Министерством культуры РСФСР музею было присвоено почётное звание народного музея.

С середины 1998 года Постановлением Правительства Москвы музей был реорганизован в Муниципальный краеведческий музей Управления культуры ЦАО города Москвы. Директором стала Ольга Романовна Трифонова, писательница, вдова советского писателя Юрия Валентиновича Трифонова, автора повести «Дом на набережной». В 2014 году музей «Дом на набережной» стал отделом музейного объединения «Музей Москвы»,

а в апреле 2017 года вошел в состав Государственного музея истории ГУЛАГа.

На данный момент (с 23 января 2023 года) музей закрыт на реэкспозицию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"ЕВПАТОРИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"

Библиотека №13

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website