Антонио Лучо Вивальди

(04/03/1678 – 28/07/1741)


великий итальянский композитор и скрипач, дирижёр, музыкальный педагог, а также

католический священник. Ярчайший представитель скрипичного искусства первой половины XVIII столетия. Биография Вивальди, наполненная яркими моментами, говорит о нём, как о сильной,

разносторонней и целеустремлённой личности.


В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио.
В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Святого Марка.

Антонио с рождения страдал физическим недугом - одной из форм астмы. Но из всех шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой,

но главное — умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность Антонио Вивальди

дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.

В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан,

но и прославился как виртуозный скрипач.


За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.


Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале делла Пиета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью

для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел

уникальную возможность осуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи.

По долгу службы ему приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного,

так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты.


Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать -

у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.


Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.


Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города.

Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях

Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.


Но Антонио уже был увлечён другой идеей – стать оперным композитором.

На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей

ему целеустремлённостью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества.

Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год.

Его слава как оперного композитора растёт, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи,

стать капельмейстером при его дворе.


В манере Вивальди писать было много новаторства: так, например, он ввёл в оркестр

духовые инструменты, которые тогда считались пригодными только для исполнения военных маршей.

Также музыкант стал первым, кто ввел тип концерта для одной скрипки и оркестра.


Работоспособность Вивальди-композитора была просто невероятной:

за пять дней он мог с лёгкостью написать трёхактную оперу.


В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.

На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочинённая

им музыка уже не вызывала былого восторга,

у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали

38 лет плодотворной работы, ему дали понять,

что в его услугах не очень нуждаются.


Согласно биографии Вивальди, композитор

в 1740 году в поисках выхода из положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя

в надежде, что там его талант будет востребован.

Но судьба приготовила Вивальди очередной удар -

не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля

1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров (могила Вивальди в Вене не сохранилась).

Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства

Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.

  • Именно благодаря Вивальди была укреплена совершенно уникальная по драматическому накалу техника исполнения, которая носит название «ломбардская», когда укорачивалась длительность первой ноты и ритмически опорной становилась последующая.
  • Он поставил на новую ступень развития популярный в Италии жанр кончерто гроссо — ансамблево-оркестрового концерта, за которым закрепил трехчастную форму и вместо группы солистов выделил отдельный солирующий инструмент, наделив оркестр функцией сопровождения.
  • Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин.

Вот ещё несколько фактов, которые, возможно, покажутся любопытными


• После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Правда, некоторые ноты остались у его коллег-композиторов и у близких родственников.

• Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском произведений композитора. В 20-е годы XX века до него дошёл слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике – 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов.


• Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден

его Концерт с флейтой. В 2012 году мир узнал его неизвестную оперу Orlando Furioso.

• В 1989 году скрипачка и дирижёр Светлана Безродная создала «Вивальди-оркестр», уникальность которого

в том, что в его состав входят исключительно женщины. Это такой своеобразный «ремейк» оркестра воспитанниц, организованного Вивальди при школе «Оспедале делла Пиета» в начале XVIII века.

• Итальянские учёные несколько лет назад выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание «Времён года»

укрепляет память у людей преклонного возраста.

• Иоганн Себастьян Бах всерьёз увлекался и детально изучал сочинения Вивальди, а также Бах переложил

для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, ещё 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочинёнными Бахом.

• Вивальди и Моцарт похоронены на одном кладбище в Вене, где хоронили одних из самых бедных жителей.

Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение

в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди

даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью

и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров.

Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца

и смог по достоинству оценить её великолепие.


Антонио Вивальди – один из величайших композиторов, оставивший после себя бессмертное наследие. Жажда сочинительства была в нём настолько велика, что, несмотря на тяжелейшие недуги, превозмогая боль, музыкант работал с таким рвением, которое было не под силу даже здоровым людям.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"ЕВПАТОРИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"

Библиотека №13

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website