Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

(26.02.1798 - 13.08.1863)


талантливый живописец и график, незаурядный художник XIX века.


Когда мы говорим о представителях французской романтической школы, едва ли приходится сомневаться в том,

кто же был самым выдающимся живописцем той эпохи. Эжен Делакруа находился под сильным влиянием некоторых

из самых известных художников эпохи барокко. В основном его привлекали работы Питера-Пауля Рубенса. Это вдохновение дополнило драматическое использование цвета в самых известных картинах Делакруа.

Художники эпохи Возрождения венецианской школы также стали важнейшим источником вдохновения для этого художника-романтика. В основном это были работы Паоло Веронезе – выдающегося мастера колоризма, и Тинторетто. Всё это резко контрастировало с классическими темами его главного конкурента того времени – Жана-Огюста-Доминика Энгра.


Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми из самых известных работ

французского живописца Эжена Делакруа – одного из самых популярных художников XIX столетия,

как в своей стране, так и далеко за её пределами!


ЛАДЬЯ ДАНТЕ

1822 год

189*246 см

Лувр (Париж, Франция)


Через Стигийское болото лежит путь Данте и Вергилия. Гневные, осужденные на вечные муки в болоте, пытаются всеми силами проникнуть в лодку, вернуться в мир живых. Страдания грешных душ изображены в лучших традициях эмоционального барокко.

Но фигуры главных героев скорее близки классическим канонам. Нечёткость рисунка скорее "работает" на идею работы.

Словно сами страсти и эмоциональный накал искажают пространство и делают очертания деталей работы нечёткими, размытыми.

А яркие цвета делают картину ещё более выразительной и атмосферной.


Мощное и решительное начало творческого пути художника.

Эта работа была принята не только начинающими молодыми романтиками, но и признанными мастерами академической школы.

Молодой автор с пониманием воспринимал критику, признавая несовершенство рисунка и слабую "живописную мощь". Но работа нравилась самому автору, публика с интересом отнеслась к новшествам, критика без особых восторгов, но также приняла работу. Творческая интерпретация одного из самых интересных сюжетов мировой литературы, революционное толкование символов,

откровенное заимствование приемов у мастеров Возрождения - всё вместе сделало работу яркой, сочной и новаторской.


РЕЗНЯ НА ХИОСЕ

1824 год

419*354 см

Лувр (Париж, Франция)


Несчастные жертвы вероломного нападения перестали сопротивляться, они покорились своей участи и ждут неизбежного конца.

В них даже нет страха смерти, лишь ожидание... Всадник на вздыбившемся коне также не испытывает к своим жертвам никаких чувств.

Он выполняет приказ и спокоен, уверенный в справедливости происходящего. Безликая природа, создающая фон для первого плана,

также никак не подчеркивает драматизм сюжета. Она равнодушно созерцает, не в силах изменить ход трагедии.


Живопись иногда становится резкой, бьющей наотмашь, опасной и обличающей. Никого не оставили равнодушными события

на греческом острове, пережившим кровавую бойню. В этой истории было всё - вероломство, кровожадность, бесчестие, предательство...

В наказание за свободолюбие и стремление сбросить иноземное ярмо жители были наказаны. Из стотысячного населения выжило

менее двух тысяч. Для передачи всего ужаса резни художник использует необычный прием. В его работе нет сильных эмоций, на лицах жертв нет страданий, лица убийц также показательно спокойны. Но именно это и вызывает самый сильный отклик в душе зрителя.


ГРЕЦИЯ НА РУИНАХ МИССОЛОНГИ

1826 год

208*147 см

Художественный Музей Бордо (Бордо, Франция)


Героиня стоит на одном колене на камнях - это развалины какого-то строения. На переднем плане зритель может видеть безжизненную руку павшего греческого воина. Вдали - фигура темнокожего мужчины с посохом. Исследователи отмечают, что здесь Делакруа использовал необычную для себя технику накладывания цветов - контрастные тона наносились на холст мелкими мазками, именно поэтому картина получилась столь выразительной в колористическом и драматическом плане.


На протяжении всей своей жизни Делакруа вёл дневник и любил его перечитывать.

В 1820 году там появилась запись: "Я почувствовал, как во мне просыпается страсть к великим вещам".

Это было предзнаменование появления картины "Греция на руинах Миссолонги". В это время внимание Делакруа, как и всех романтиков, было приковано к освободительной войне Греции с Турцией. Художник посвятил этому драматическому событию несколько работ.

Но почему именно этот Миссолонги выделял Делакруа среди всей печальной летописи восстания? Всё дело в том, что,

как многие его современники, живописец любил Байрона, и именно в этом городе умер знаменитый лорд в 1824 году.


СМЕРТЬ САРДАНАПАЛА

1827 год

392*426 см

Лувр (Париж, Франция)


Согласно легенде, Сарданапал был царём Ассирии в VII веке до н. э., ведя беспутную жизнь в неге и роскоши.

Будучи осажденным в своей столице индоевропейским племенем мидян, он после двух лет осады решил не сдаваться врагам

и уничтожить весь город со всеми его богатствами. Готовясь принять яд, Сарданапал приказал, чтобы его жены, слуги и сокровища

были сожжены вместе с ним в огромном погребальном костре. Эта же участь ждала его любимую наложницу Мирру,

которой была оказана честь смешать свой пепел с его пеплом. Этот адский костер горел 15 дней.


В 1821 году английский поэт Байрон написал трагедию, основанную на легенде о царе Сарданапале. Шесть лет спустя поэма

вдохновила Делакруа - великого мастера эпических картин, создать большую драматическую композицию. Пока враги готовятся ворваться в город через проломы в разрушенных стенах, Сарданапал лежит, облокотясь, на своем ложе, созерцая зрелище резни и смятения.

Кроме предавшегося созерцанию царя и слуги, подающего ему яд для самоубийства, остальные фигуры корчатся в оргии насилия

и отчаяния. Картина Делакруа — характерное произведение французского романтизма начала XIX века. В ней ощущается могучая энергия; сверкание золота, жемчуга и драгоценных камней передано яркими красками, нанесёнными мощными мазками.


СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД

1830 год

260*325 см

Лувр (Париж, Франция)


Борьбе за свободу и независимость Франции посвящено, пожалуй, самое известное произведение главы французской романтической школы живописи Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», созданное под впечатлением от революции в Париже в июле 1830 года.

Оказавшись перед задачей изображения абстрактного понятия «свобода», художник использовал аллегорию.

Рождённая в бурное революционное время мечта о свободе, несущей в жизнь перемены, воплотилась в полуобнаженной женщине.

В её облике просматриваются черты образцов античного искусства: пропорции лица соответствуют канонам красоты,

которым подчинялась греческая скульптура. Но эта современная Венера утратила отрешённость греческих прототипов

и стала воплощением идеалов нового времени. Свободные одежды, развевающиеся на ветру и сообщающие её образу и картине характерную для романтизма динамику, дополняются колпаком якобинцев (членов политического революционного движения),

ружьём, штыком и знаменем. Героине отведено центральное место на полотне, хотя первоначально Делакруа не собирался изображать её как аллегорию, а хотел ограничиться романтической смертью прекрасного героя баррикад. Девушка призывает идти вперед,

даже если путь преграждают бездыханные тела тех, кто уже отдал свою жизнь в борьбе.


Люди, в большинстве своем студенты, вышли на улицы добиваться отмены ряда правительственных ограничений.

Художник написал и самого себя среди восставших. Чересчур реалистично изображенные жертвы,

помещённые на передний план картины, вменялись в вину художнику как шокирующие и эпатирующие публику.


АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

1834 год

180*229 см

Лувр (Париж, Франция)


Можно догадаться, что художник значительно романизировал образ гарема. Зритель видит четырёх наложниц разной национальности (известно, что в гарем доставляли красавиц со всего света). Их позы расслаблены и полны неги. Восседая на коврах, жёны султана наслаждаются терпким дымом кальяна. Темнокожая невольница уходит за границу полотна - на прощание она что-то говорит сидящим женщинам. Лица героинь выражают неясные эмоции - то ли это полное умиротворение, то ли ностальгия, то ли тоска, а может всё дело

в кальяне... Обстановка выписана с особой тщательностью, чтобы передать не только восточный колорит, но эту неосязаемую духоту помещения, в которой разместились невольницы.


Выразительная работа Делакруа поражает своим метроритмом - время будто замерло на картине, вернее счёт ему никто не ведёт.

Сами жёны в своей истоме и неподвижности будто стали частью этой комнаты, в которой они целыми днями проводят время.


Делакруа написал произведение в 1834 году. Живописец совершал путешествие по Северной Африке, когда попал в гости к одному султану (бывшему капитану флота) в Алжире. Неизвестно, каким образом, но султан допустил Делакруа в "святая святых" для мусульманского уклада - в свой гарем. Разумеется, гарем произвёл на мастера большое впечатление! Известно, что попав в столь диковинное для европейца место, Делакруа принялся всё зарисовывать акварелью, но время было ограничено, и художника в своём блокноте оставлял подробные описания, касающиеся одежд наложниц. Исследователи отмечают, что именно в этой работе живописец стал экспериментировать

с цветами и оттенками, которые до этого не использовал. Картина "Алжирские женщины" сыграла большое значение не только

в творчестве автора, но и в мировом изобразительном искусстве в целом, ведь вдохновлённые этим произведением свои вариации

на данную тему создали Матисс, Ренуар и, конечно, Пикассо. Интересно, что в 2008 году Лувр собрал всех "Алжирских женщин"

в одном зале: экспозицию венчал Делакруа, остальной "гарем" принадлежал кисти Пикассо (мастер создал 15 картина на данный сюжет).


ПОРТРЕТ ЖОРЖ САНД

1838 год

56*81 см

Музей Ордрупгаард (Копенгаген, Дания)


Замыслом художника было объединение двух великих мастеров на одном полотне: Санд слушает Шопена.

Будучи близко знакомым с обоими героями своей новой работы, мастер даже не утруждал своих друзей позированием.

Он писал их портреты по памяти. Замысел остался замыслом. В какой-то момент сама идея показалась мастеру банальной,

вдохновение покинуло его и работа осталась незаконченной.


Несмотря на явную эскизность работы, портрет писательницы помогает зрителю лучше понять её внутренний мир.

Перед публикой нежная дама, которая словно постоянно ускользает от взгляда художника. Ощущение движения, динамика

и некая загадочность - главные составляющие этой работы. Автор использует тёмные краски, которые заставляют зрителя вглядываться

в детали. Если лицо модели лишь обозначено, то руки выписаны достаточно хорошо. Для художника именно руки писательницы

были важным способом выразить её творческую натуру.


ОХОТА НА ТИГРА

1855 год

57*74 см

Национальный Музей Швеции (Стокгольм, Швеция)


Отчаянная борьба животного и хладнокровно-жестокие, чётко выверенные действия охотников, ужас обезумевшей, вставшей на дыбы лошади, готовой сбросить своего седока, его опасное положение, требующее огромных усилий - усидеть на коне и поразить разъяренного тигра, - этот чисто романтический накал страстей, характерный для искусства Делакруа, будоражит чувства зрителей.


Яркие краски Делакруа черпал из впечатлений от путешествий по Северной Африке, где наблюдал поражавшие воображение сцены

охоты на диких зверей. Художнику замечательно удавались сложные ракурсы, он мастерски компоновал фигуры на плоскости,

выбирая наиболее экспрессивные и динамичные схемы.

В последние годы жизни художник председательствовал в жюри всевозможных выставок и салонов.


Картины Эжена Делакруа хранятся

в разных музеях мира, но крупнейшая коллекция произведений

собрана в доме-музее мастера,

расположенном в VI-м округе Парижа, на улице Фюрстенберг, 6.


Живописец оставил после себя великое наследие — это пейзажи, батальные сцены, мифологические сюжеты, работы в жанре ню

и в восточном стиле.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №2 им. Леси Украинки

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website